Русская версия
English version

МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ДВГТУ ИМЕНИ А.Н.КРЫЛОВА

Краткая историческая справка об истории создания кадетских корпусов.

Зарождение в России закрытых военно-учебных заведении началось по воле Петра Великого. В 1701 году в Москве была основана Школа Математических и Навигацких Наук, будущий Морской Корпус, в 1712 - Инженерная Школа, а еще через несколько лет Инженерные и Артиллерийские Школы в Санкт - Петербурге. Эти Школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. получил наименование 2-го кадетского корпуса. В 1732 году, Императрицей Анной Иоанновной было открыто в С. Петербурге училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании «шляхетским корпусом кадетов», а в 1800 г. получившее наименование Первого кадетского корпуса. В 1778 г. Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус. Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. От Варшавы до Хабаровска и от С. Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению Российской Империи. Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

После 1917 года большинство кадетских корпусов перестало существовать, только в Сибири и на Дальнем Востоке до 1922 года продолжали действовать Омский (1-й Сибирский), Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса, в составе которых было много прикомандированных кадет из корпусов Европейской России, особенно же из приволжских городов. В 1922 г. с острова Русский (Владивосток), в трагических и тяжелых условиях были вывезены в Шанхай последние остатки, около 400 кадет, Омского и Хабаровского кадетских корпусов. Во время перехода в Шанхай, корабли попали в тайфун, в котором погиб эскадренный миноносец «Лейтенант Дадымов», на нем погибли более 30 кадетов. В составе вывезенных были 1-я и 2-я роты Омского корпуса и 1-я рота Хабаровского, в России остались и не могли быть вывезенными 3-я рота Омского корпуса и большая часть 2-й и 3-й рот Хабаровцев. Судьба их осталась неизвестной. Вместе с хабаровскими кадетами через Владивосток эмигрировали и воспитанники 1-го Сибирского императора Александра 1 кадетского корпуса из Иркутска.

В конце 1918 года по распоряжению адмирала Колчака во Владивостоке создается Морское училище, в стенах которого собрались занесенные революционными событиями на край земли гардемарины Морского корпуса, Отдельных гардемаринских классов и Морского инженерного училища, а также юнкера флота. В январе 1920 года Владивостокские гардемарины – всего около сотни человек тоже покинули Россию, в конце концов, добравшись до тунисского города Бизерта. В исключительно тяжелых условиях кадеты оставались в Шанхае до 1924 г., после чего их удалось перевести в Югославию, где они были включены частью в Русский кадетский корпус в Сараево, часть в Донской в Билече, остальная часть была устроена на военный завод в г. Крагуевац или же распылилась в массе беженцев.

Кадетский корпус на Дальнем Востоке

На Дальнем Востоке своим возникновением Хабаровский кадетский корпус в значительной степени обязан командующему войсками Приамурской военного округа генерал-лейтенанту барону Корфу, который в начале 1886 года возбудил перед военным министерством России ходатайство об учреждении в г. Хабаровске кадетского корпуса на 100 воспитанников, для обучения детей военнослужащих Приамурского военного округа.

Для обсуждения данного вопроса состоялось «особое совещание» под председательством военного министра , которое выработало следующее решение: «Учредить в Хабаровске и Иркутске по одной приготовительной школе, приняв за образец для этих заведений находящуюся в Петербурге школу Императора Александра II».

В школу принимали с 9 лет, детей военнослужащих на казенный счет. После окончания школы воспитанники переводились в СКК без экзаменов. Для преподавания иностранных языков, танцев и музыки допускались «в случае крайности женщины». Воспитанники носили форму СКК с надписью на погонах «Х.Ш.» (Хабаровская школа).

30.09.1887 г. решение «особого совещания» было утверждено Военным Советом , оно успешно прошло через Государственный Совет и было утверждено Императором Александром III 01.02. 1888 г.

Таким образом Хабаровская школа обрела все права на существование. Школа своей структурой и задачами напоминала нечто подобное нашим современным Суворовским училищам.

Школа просуществовала десять лет. Шло время. На Русском Дальнем Востоке требовалось все больше и больше войск, по причине ухудшения военной обстановки. В войсках не хватало офицерских кадров, ехали на службу в эти отдаленные места, с тяжелыми климатическими условиями и не обустроенностью, без особого желания, со стремлением скорее их покинуть. Остро стал вопрос о подготовке кадров из местного населения, которое уже закрепилось в этом освоенном Россией Амуро-Уссурийском крае.

Поэтому в феврале 1898 г. в особом совещании при ГУВУЗ вновь на повестку дня был вынесен вопрос «об учреждении в г. Хабаровске кадетского корпуса». В результате обсуждения было выработано решение: «Хабаровскую школу постепенно преобразовать в 3-х ротный кадетский корпус на 300 интернов, состоящий из одного приготовительного и семи общих классов».

К 1916 году для Хабаровского кадетского корпуса был отстроен комплекс зданий. Во дворе образованном зданиями была сооружена кадетская церковь.

Окончившему ХКК, выдавался знак: окончившему Хабаровский кадетский корпус. В настоящее время в Хабаровске на базе военно-строительного училища открылся Военный институт, который готовит кадры для обслуживания границы.

Большое значение для развития Дальнего Востока сыграли бывшие воспитанники кадетских корпусов Муравьёв-Амурский Н.Н., Невельской Г.И., Карбышев Д.М..

Возрождение кадетского движения, цели и задачи

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в середине 1990-х годов. В разных уголках России один за другим создаются кадетские корпуса, клубы, школы, классы спасательного профиля. Широкое распространение развитие сети кадетских классов, кадетских воскресных школ.

К отличительным особенностям современного содержания кадетского образования относятся:

- реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих кадетский компонент, программ дополнительного образования, кадетского воспитания, направленных на формирование практических знаний по основам подготовке к государственной службе;

- приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, заповедями и традициями, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого;

- ранняя профессиональная ориентация юношей по профилю образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования, осуществляющего подготовку к государственной службе;

- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренний службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет.

Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера;

Особое место в системе кадетского воспитания занимает нравственное воспитание:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);

- нравственной позиции (способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявлению самоотверженной любви).

Важнейшее значение имеет физическое воспитание, формирование здорового образа жизни, физической культуры, желание физически совершенствоваться.

Военное воспитание – воспитывает дисциплину, стремление к самодисциплине, умение организовать себя, прививает с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям.

Система кадетского воспитания основана на традициях русской армии, кадетских корпусов, военных гимназий прошлого, современных передовых методиках воспитания.

Морской кадетский корпус ДВГТУ им. А.Н. Крылова

Владивостокский кадетский корпус (единственный на Дальнем Востоке) создан по инициативе ректора ДВГТУ Геннадия Петровича Турмова при поддержке Командующего Тихоокеанским флотом адмирала Федорова Виктора Дитриевича.

По окончанию кадетского корпуса по направлениям педсовета в ТОВМИ имени Макарова поступают самые достойные ребята. На следующий год будет три первых «кадетских» лейтенанта. В этом году семь человек пошли в ТОВМИ, 20 человек – в военный институт ДВГТУ, они находятся на полном обеспечении Минобороны, у них повышенная стипендия, форменная одежда и обучение на бюджетной основе.

У Кадетского корпуса трудности с учебно-материальной базой, корпусу нужен педагогический состав, научный институт предложил переход к обучению с первого по 11-й класс 300 человек в два этапа. На первом этапе необходимо перевести имеющиеся три класса на круглосуточное содержание (сегодня даже сиротам разъезжаться после 18 часов по опекунам) и обеспечить им бесплатную форму. А в идеале – найти бы военный городок для кадетского корпуса и принимать кадетов не только из Владивостока, но и из края, из морских и неполных семей.

Кодекс кадетской чести (заповеди товарищества)

1. Товариществом называются добрые отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.

2. Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.

3. На службе дружба желательна, товарищество обязательно.

4. Долг службы преклоняется перед долгом товарищества.

5. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.

6. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.

7. Подчиненность не исключает взаимного товарищества.

8. Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу.

9. Товарищество прав собственности не уменьшает.

10. Отношения товарищей должны выражать их взаимное уважение.

11. Честь товарищества нераздельна.

12. Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества.

 

КОМАНДОВАНИЕ КОРПУСА

Старший офицер-воспитатель
МАРУСИН Юрий Иванович

  Родился: 6 мая 1949 года

Окончил: Казанское Суворовское военное училище, 1967 г ., Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище, Педагогический факультет военно-политической академии им. В.И.Ленина, 1988 г .

Проходил военную службу на различных должностях политсостава Вооруженных Сил СССР (Ленинградский военный округ, Группа советских войск в Германии, Прибалтийский военный округ, Тихоокеанский флот). Последняя должность – заместитель командира полка морской пехоты по воспитательной работе.

Офицер воспитатель кадетского класса
ШЛЫКОВ Юрий Алексеевич

  Родился: 26 февраля 1938 г .

Окончил: Рижское нахимовское военно-морское училище, 1956 г ., Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, 1961 г .

Проходил военную службу на атомных подводных лодках (20 лет), Учебный центр по подготовке экипажей атомных подводных лодок (8 лет).

Офицер воспитатель кадетского класса
ТАРТАРИНОВ Николай Семенович

  Родился: 5 августа 1950 г .

Окончил: Педагогическое училище г. Мензелинск, 1969 г ., Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище, 1974 г .
Проходил военную службу на Тихоокеанском флоте на различных должностях политсостава морской пехоты.

 

 

ПОДГОТОВКА В МОРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Учебный год в морских кадетских классах составляет 34 учебных недели и разделяется на 2 полугодия: с 1 сентября по 29 декабря и с 11 января по 30 мая.

В летний период проводятся пятидневные военно-учебные сборы с целью проведения практических занятий.

С 15 августа по 30 августа проводится учебный сбор с вновь поступившими кадетами с целью подготовки их к обучению в кадетском корпусе.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Расписание занятий кадетов основывается на шестидневной учебной неде­ле с продолжительностью урока 40 минут.

Особенностью образовательного процесса в морских кадетских классах является режим полного дня (с 8:15 до 17:30), выполнение кадетского компонента – распорядок дня, ношение установленной формы одежды, выполнение требований общевоинских уставов ВС РФ, обязательное посещение спортивной секции (самбо, волейбол, баскетбол), занятия по музыкально-эстетической подготовке (бальные танцы, духовой оркестр).

Морской кадетский корпус ДВГТУ продолжает лучшие традиции кадетского образования дореволюционной России, суворовских и нахимовских училищ советского периода.

Все занятия по основам военной службы проходят на базе военно-учебного центра ДВГТУ. Имеющаяся материальная база обеспечивает качественное проведение занятий во всех классах. Наглядные пособия, макеты снаряжения, образцы учебного оружия и военной техники позволяют проводить занятия на высоком организационном и методическом уровне.

Кадеты с интересом изучают, а в период полигонной практики отрабатывают вопросы одиночной подготовки по тактике, защите от оружия массового поражения.

Много времени уделяется морской подготовке. Кадеты изучают шлюпочное дело, устройство и вооружение надводного корабля и подводной лодки. Причем, теоретические занятия совмещаются с экскурсиями на боевые корабли, с практическим знакомством с обустройством корабля, условиями службы моряков и офицеров.

На занятиях по огневой подготовке кадеты изучают назначения, боевые возможности и общее устройство стрелкового оружия, учатся готовить оружие к бою, вести разведку целей наблюдения и определять дальность до них.

Много времени уделяется практической отработке нормативов по огневой подготовке. В 2007 году на соревнованиях по военно-прикладным видам спорта среди школ и средних учебных заведений города кадеты 10 и 11 кадетских классов стабильно занимают первые места.

 

ПРАВИЛА ПОСТУПЛЕНИЯ В МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Прием учащихся в кадетские классы производится :

в 9 класс - на конкурсной основе по результатам окончания 8 класса и характеристики из школы;

в 10 и 11 классы принимаются учащиеся, обучающиеся только на «4» и «5».

Выпускники морских кадетских классов ИЭИ ДВГТУ выбирают себе род деятельности самостоятельно.

Выпускники классов по рекомендации Педагогического совета имеют преимущественное право при поступлении в ТОВМИ имени адмирала С.О.Макарова и в Учебный военный центр ДВГТУ. В остальные высшие учебные заведения выпускники классов принимаются на общих основаниях.

Для участия в конкурсе предоставляются следующие документы:

•  личное заявление кандидата на имя ректора ДВГТУ;

•  заявление родителей на имя ректора ДВГТУ;

•  выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за последний год обучения в общеобразовательной школе, заверенная гербовой печатью школы;

•  копия Российского паспорта;

•  педагогическая характеристика кандидата за подписями классного руководителя и директора школы, заверенные гербовой печатью школы;

•  медицинское заключение о состоянии здоровья и пригодности к обучению в кадетских классах, выданное лечебным учреждением (медицинская справка из поликлиники для поступления в военное учебное заведение);

•  копия страхового медицинского полиса;

•  заполненная прививочная карта (с записями не менее чем за 3 года);

•  фотографии размером 3 x 4 см с уголком – 3 шт.

 

Адрес учебного заведения:

г. Владивосток, ул. Бульварная, 15, гуманитарная гимназия ДВГТУ (Морской кадетский корпус ДВГТУ); остановка транспорта «Педучилище» (район 3-й Рабочей).

Телефон для справок: (4232) 439-125; (4232) 439-131

 

НАВЕРХ