ИСТОРИЯ ОДНОЙ ВСТРЕЧИ

   Четыре года назад старшина ВлМС Э.Смирнов пригласил меня посетить в День авиации аэродром «Центральная Угловая», что я и сделал в назначенный Эдуардом день, 26 августа 2018г. Конечно, я нашел для себя там много интересного и любопытного, а так как при этом не возбранялась фотосъемка, то я собрал интересный фотоматериал по авиаэкспонатам, боевой технике, останкам двух самолетов времен Великой Отечественной войны, которые обнаружили где-то члены поискового отряда.

Посетителей было много: кто-то внимательно рассматривал каждый выставленный объект, кто-то скрупулезно фотографировал  зачем-то каждый образец на « вид спереди, вид сзади, справа, слева, и даже снизу» — очевидно, в этом была у фотографа какая-то нужда, кто-то снимал группы сотоварищей на фоне боевых машин, а кое-кто пользовался сэлфи, запечатлевая себя любимого в разных ракурсах у самолетов-вертолетов.

Среди людского муравейника я неожиданно обнаружил старого товарища Александра Яцкевича, капитана дальнего плавания.  Мы с ним плавали когда-то в ДВМП на одном судне. Он прощался с каким-то «летуном» у вертолета, предварительно, судя по всему, сфотографировавшись ним « на память», а проще – для личного архива. «Знакомый?» — обнявшись с Александром, спросил я. Он ответил: «Да нет… Просто приглянулся чем-то. Сфотаться согласился, не кокетничая. Провел со мной «ликбез» по вертолетам. Поговорили… Ты знаешь, он вроде бы неплохой мужик». И помолчав, Саня прищелкнул пальцами: «Есть в нем нечто… Настоящий он, чувствую, надежный. «Чуйка» меня на людей редко подводит».

А «летун»-вертолетчик и не подозревал даже, что судьба на несколько минут свела его на этом аэродроме с живой легендой ДВМП – «Маресьевым» пароходства. Еще плавая третьим помощником на одном из судов, Саша при обходе судна наступил на гниловатую, как оказалось, предохранительную решетку работавшего вентилятора и провалился в его шахту. В итоге – борьба за жизнь, операции, костыли, протезы на обеих ногах ниже колена…

К чести Александра, он не пошел проторенной тропой тех, кто, попав в подобную передрягу, ставил на себе крест и заливал беду водкой. Закусывая до крови губы, хрустя от боли сжатыми намертво зубами, ни на мгновение не мысля себя после случившегося «балластом», третий штурман Яцкевич совершил немыслимое – после долгого перерыва и сумасшедших, до самоистязания, тренировок вновь вернулся на мостик судна! И не просто вернулся, а стал со временем капитаном дальнего плавания!

Саня никогда не вдавался в подробности своей победы, но ранняя обильная седина и жесткие морщины на лице – молчаливые свидетели его невероятной борьбы за детскую мечту – СТАТЬ КАПИТАНОМ!

…Может и почувствовал «летун» в стоявшем рядом с ним  обычном с виду мужике в джинсах и рубашке навыпуск, чуть прихрамывающем при ходьбе, нечто-то неординарное, кто знает.

Спустя четыре года, пару дней назад, Александр прислал мне информацию из Интернета и снимок, где губернатор Приморского края О.Кожемяко вручал нагрудный знак «Приморье. За заслуги» вертолетчику, капитану И.Болдыреву – «за проявленный героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе военной спецоперации на Украине». Причем, не просто боевому вертолетчику, а «Герою Российской Федерации» согласно недавнему указу президента России В.Путина! Вертолет К-52 из Приморья в ходе выполнения боевой задачи был подбит. Экипаж вертолета в составе Р.Кобеца и И.Болдырева впервые в истории авиации катапультировались из вертолета, благополучно приземлились и вели бой с противником до подхода своих.

Не подвела «чуйка» А.Яцкевича четыре года назад – вертолетчик капитан И.Болдырев действительно оказался «настоящим мужиком». А моряк, капитан дальнего плавания Саша Яцкевич, заочно поздравив от души с высокими наградами своего тогдашнего визави, отныне будет гордиться тем, что пусть мимолетно, но знаком с Героем России, представителем славного приморского боевого вертолетного братства.

                                                                                 Текст О.Матвеева, фото из архива